О том, как мы стали заложниками своего времени

Несколько дней назад, уже точно и не вспомню, при каких обстоятельствах, я наткнулась на одну проблему, с одной стороны творческого характера, а с другой – философского и психологического.

Вот вы себе легко можете представить, что было, например, в России 300-400 лет назад? Чем современная жизнь и люди отличались от нынешних? Ну же, давайте покопаемся в голове и освежим свои знания по истории.

Вот, например, 1722 год. В России правит Петр I, которому править осталось всего 3 года. Он уже запретил ходить в кафтанах и отращивать бороды, повелел привозить женщин, прежде запертых в теремах, на светские мероприятия, завершил Северную войну, отбив земли Прибалтики, основал новые города и много чего сделал. Читая о тех временах, мы примерно понимаем, в чем разница с нашим временем, легко можем ретроспективно взглянуть на те события и людей и передать этот взгляд современным людям понятным для них языком при помощи понятных им категорий права, морали и общественных норм. Не правда ли?

А теперь представьте, что вы на полном серьёзе современник Петра I и Екатерины I. И родились вы в старой традиционалистской Москве. А, может, даже и в недавно основанном Санкт-Петербурге. Или в Великом Новгороде. Или ещё где. И вы живете и своими глазами наблюдаете всё то, что вам тут нареформировали. И что вы делаете в такой обстановке? Что чувствуете? Какие мысли ловите в своей голове? Легко представить? Ну, при знании бэкграунда мне это, пожалуй, кое-как удалось бы. Трудность пришла…из летописей.

Представьте теперь, что вы живете в первой четверти 18-го века, а вам надо рассказать своим детям, внукам или ученикам о событиях века 15-го. Или представить себе события какого-нибудь 1422-го года, когда в Москве правил Василий I, сын знаменитого Дмитрия Донского, а Санкт-Петербурга и многих других городов ещё и в помине не было. И вообще много чего не было, а много чего ещё было. И мир совсем не похож на знакомый вам.

Или вам надо представить, что вы перенеслись при помощи какой-то магии в 1422-й год, или в своем 18-м веке вдруг увидели кого-то, будто пришедшего к вам из 15-го. И всё это с позиций человека, живущего на рубеже 17 и 18-го веков. Легко? Лично мне нет.

Я столкнулась с этой особенностью психики, конструируя мир Аридууны. И с огромным неудовольствием поняла, что за пределами простого перечисления фактов я не могу вжиться в эту роль, не могу посмотреть на 9-й век глазами человека из 12-го (пускай, и вымышленного 12-го века, от этого в чем-то даже сложнее).

Мы оказываемся удивительным образом привязанными к своему современному образу мышления, сформированному тем временем, в котором мы живем.

В какой-то момент я подумала, что проблема в том, что мне просто не хватает деталей. Но нет, дело совсем не в них. Просто я не могу реагировать рефлекторно на обыденность, в которой не жила, которая не затачивала меня под себя. Я могу имитировать, по аналогии с тем, как я из 21-го века смотрела бы на нечто из 18-го, но это будет лишь имитация, хорошая или не очень, я не смогу это прочувствовать даже в той мере, в какой это удовлетворило бы меня.

Пускай я “житель” какого-нибудь 17, 18 или даже 12-го века в вымышленном мире, меня не шокирует “по-настоящему” древний колдун, прошедший мимо меня по улице в одежде, которая была обыденной триста лет назад в рамках моего лора (и если б я представила бы, что живу в тру 18-м веке и увидела б воина из 15-го – тоже). Я не удивлюсь “по-настоящему”, увидав артефакт с 300-летней историей. Я не буду пыхтеть над книгой, написанной предыдущей версией письменности моего языка, силясь разобрать написанное. И очень старая карта, на которой нет того, к чему я так привыкла, потому что вижу это ежедневно, не вызовет у меня чувства трепета и тревоги, какие вызвала реальная карта Орла из начала 20-го века, когда я, житель 21-го, на неё наткнулась. Я не могу вжиться в эти образы.

Осознание этого породило во мне множество вопросов и стало для меня довольно неприятной неожиданностью. Я впервые наткнулась в своем полете фантазии на столь непреодолимое препятствие. И мне очень стало любопытно, испытывал ли кто-то что-то подобное, и как обработал в своем сознании этот опыт.

Поделись!

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий