Про календари

Захотелось мне рассказать про календари.

Буквально вчера обсуждали названия глав в своём цикле. Изначально они все именовались числом и месяцем по всем нам знакомому григорианскому календарю. Не слишком красиво, не понятно, чего ждать, да и атмосферу портит, но… Редактируя текущий том, я поняла, что в этом был определенный всё-таки смысл: всё действие нашей истории происходит в жарких странах, в климатических поясах от субтропического до экваториального. И, разумеется, сезонные изменения там мало выражены, в привычном для нас смысле слова. Так, например, Бесари никогда не видела снег. А сезонные изменения, характерные для её родины, большинству из нас будут плохо понятны – мы вообще себе плохо представляем, что такое сезон дождей, и уж точно с трудом свяжем это с тем или иным временем года, не говоря уже о месяце.

Вообще для времен Средневековья характерна некоторая “временная вязкость”. Время зачастую в сутках не бьется на часы (и тем более на минуты), только на утро, день, вечер и ночь. Причем ночь вроде как начинается тогда, когда полностью стемнело, а утро – когда рассвело. Кстати, тут тоже возникают некоторые сложности – сезонное распределение светового дня в разных широтах неодинаково, так на экваторе оно почти не меняется в течение года.

Недели и их дни тоже не всегда выделялись, хотя в средние века всё же чаще да, чем нет, во всяком случае в странах, где сезоны ярко выражены. Связано это было с сельско-хозяйственными циклами. К слову, опорными точками, чтобы не теряться во времени, часто служили праздники. Праздники привязывали как к событиям (самое часто встречающееся – сбор урожая той или иной культуры), так и к положению солнца и луны (например, полнолуние, равноденствие и т.п.). И, как я уже сказала, именно солнце и луна были мерилом времени для людей до изобретения и массового введения в обиход часов. Календари тоже создавали, опираясь на движения светил.

Все календарные системы можно разделить на 3 типа: солнечный, лунный и солнечно-лунный календари.

Лунными были многие восточные календари, в том числе, например, арабские, включая тот, что был введен после возникновения ислама. В основе лежат смены лунных фаз, от новолуния до новолуния, где в середине лунного месяца наступает фаза полной луны.

В ходе нашего обсуждения вчера я подумала, что на самом деле это ведь не лишено смысла и удобства: солнце, хоть и светит каждый день, само по себе при этом не меняется. А вот луна меняется довольно часто и циклично.

Тем не менее моему современному западному разуму так под это и не удалось подстроиться. Одно дело – знать, а другое – по такому календарю ориентироваться, особенно в условиях отсутствия четкой смены сезонов. И тут для меня в своё время возникла первая сложность – изначально аррафский календарь также в рамках мира был лунным, но позже сменился скорее лунно-солнечным. К слову, к таковым относились и китайский, и древнеперсидский, и еврейский календари. Однако, используя месяцы традиционного исламского календаря так, как я это делала, я несколько погрешила против истины: календарь Аррафа в описанный период скорее солнечный, чем лунный, он не скользящий, как исламский лунный календарь. Как я решила эту проблему, можно узнать в одном из последующих томов))

Что касается календаря Туманных островов, то, в отличие от аррафцев, беркабутцы взяли за точку отсчета не Явление, а затопление города Белуспура и сосредоточение власти в руках правителей Беркабута в 761 году от Я.Л. Таким образом в 1131-м году от Я.Л. для Бесари и её соотечественников шёл всего лишь 370-й год.

Сам календарь также солнечно-лунный, но с опорой на солнце. Используется календарь народа ябанг, который действовал ещё в Белуспуре. За основу мной был взят (тарарам) яванский солнечный календарь. И, если честно, страдали не только читатели, но и я, потому что помимо незнакомых названий, там ещё и неровное разбиение на дни в месяце (от 23 до 43), год начинается традиционно в день летнего солнцестояния (хотя с усилением синского влияния Новый год праздновался с привязкой с синскому календарю, например 4/5 февраля по григорианской системе) и привязка идёт к местным сухим сезонам и сезонам дождей. Понятное дело, что ориентироваться при таком положении вещей, мягко говоря, трудно, но мне хотелось придать Туманным островам (да и остальным уголкам Аридууны) максимум самобытности. Считаю, что с этой задачей мне справиться удалось.

Пишите, что об этом думаете вы. Стоило ли так заморачиваться с календарями или лучше было всё подогнать под всем известный стандарт григорианского календаря? Тяжелее ли стало ориентироваться во времени после того, как понятные даты исчезли из названия глав?

Поделись!

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий