О книгах

Разыгрывали тут недавно на АТ книгу по писательскому мастерству. Я отрывки из неё тоже пролистала. Насколько она могла бы быть мне полезна – вопрос открытый, но я сразу оценила, что она прикольно написана и оформлена. И после всего треша, что я успела повидать, я этому так обрадовалась, что подумала: “Дай-ка и я удачу попытаю”. Видимо, высшие силы сочли, что мне всё-таки не нужна она. Но её можно вроде как купить. поэтому, когда у меня появятся свободные деньги…

Но речь о другом. Почитала я, что там люди пишут, и чему хотят научиться, и подумала, что начинают они явно не с того. Кто бы что ни говорил, но я считаю, что для каждой деятельности, нужен талант, предрасположенность. Да, техника важна, навыки, самосовершенствование – всё это важно. Но без мотивации и предрасположенности невозможно что-то делать хорошо. Да что говорить?

Иной раз приходит электрик, дуб дубом, творит какую-то нёх, только успевай к лицу ладонь прикладывать. А в другой раз придет мастер своего дела и всё тебе с первой попытки приведет в полный порядок. А ведь работа писателя намного сложнее. И меня чрезвычайно шокирует и огорчает то, что нынче любой невежда мнит себя блогером, писателям, психологом, программистом, менеджером по продажам и ещё много кем. Нам тут недавно оставили комментарий, разочарованно сообщив, что томик-то того, нудятина страшная, растянутая во времени аки бразильский сериал, а идея-то, может, и не плоха)) Как можно было понять, о чём это на самом деле по двум коротким томикам, где от всего замысла один только зачин – та ещё загадка. Подмывало впихнуть на прочтение то, что я пишу одна, и посмотреть, какую это вызовет реакцию (ладно, признаюсь, надеялась на полыхание пукана). Но перед этим, к моему удивлению, аж три человека сказали, что второй том вышел бодрее и интереснее первого.

К чему я веду? К тому, что есть вещи очень субъективные. Разные люди по-разному будут оценивать скорость повествования, его полноту и языковую составляющую в плане средств выражения, атмосферу, мораль и ряд других вещей. Опираться исключительно на мнение читателей и критиков неразумно. Но есть и довольно объективные критерии оценки качества. Для меня это, прежде всего, грамотность текста, его связность, отсутствие логических дыр, наличие не слишком примитивной и заезженной идеи. И знаете что? Все перечисленное отписавшихся как-то не особо волновало. И я сижу и думаю – почему?

Самые популярные запросы – про сюжет и персонажей. Чтобы захватывало, чтобы цепляло, чтобы не картонно, чтобы… и т.д. Я считаю, что самая большая ошибка авторов (и не только начинающих) в том, что в качестве базиса своего повествования они выбирают либо сюжет, либо персонажей, на крайняк – мир, в котором всё происходит. Но я убеждена, что в основе хорошей истории всегда лежит идея. Не мораль, не оригинальная придумка в стиле «нарисуйте несуществующее животное», не что-то ещё, а именно идея, мысль, которую вы хотите донести и обсудить с другими людьми, то, что является результатом ваших длительных размышлений и наблюдений. И самые сильные идеи касаются тем, которые не принято или неудобно обсуждать. Из шести моих собственных романов три, минимум, базируются на темах, табуированных и неудобных в принципе, которые общество либо не готово обсуждать, либо готово, но с позиций отвержения и осуждения. Задумайтесь, почему самыми шокирующими и прорывными оказываются книги, посвященные критике церкви, религии, социальных догм, установок, традиций и явлений, о смерти, о страхах, о насилии, о правах и их ограничениях. Хотя здесь не стоит забывать и о том, что наибольший отклик вызывает то, что всем или почти всем близко, так или иначе. В следующей заметке скажу о самых популярных запросах и о том, что я бы посоветовала.

Поделись!

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий