О профессионалах

“Демон сидящий”М. Врубеля.

Когда живёшь в тюрьме, не видя ничего, кроме тюремного двора, и общаешься только с другими заключенными и работниками тюрьмы, то через какое-то время тебе начинает казаться, что весь мир – сплошная тюрьма, а все люди делятся на зэков и их охранников. А ведь это не так.

Так вышло, что я тоже живу в своеобразном вакууме, в изоляции, и это очень тяжело. Ты становишься заложником того мира, в какой ты попал. Если тебя окружают красивые ухоженные здания и дворы, где обитают хоть и молчаливые, но интеллигентные люди, то ещё ничего. Но вот если некрасивые и неухоженные здания, где постоянно на полтора-два часа гаснет свет, где, идя по лестнице, не знаешь, на что можешь наткнуться, а окружают тебя непрофессионалы и люди, которые не видят дальше своего носа и не хотят вникать в то, что ты им говоришь, даже, если речь идет о том, что они доставляют тебе проблемы, то ты невольно начинаешь весь мир видеть таким, переставая искать просветы. Они заражают тебя как гнилое яблоко заражает своей гнилью лежащие рядом.

И, может быть, от этого меня так искренне поражают и восхищают люди, непохожие на тех, с кем каждый день приходится иметь дело. Я пересекаюсь с ними на расстоянии, я не знаю их, а они не знают меня, но я всё равно изумляюсь и восхищаюсь. Недавно я вот совершенно случайно наткнулась на такого человека. Он поразил меня. Во всяком случае то, что он позволил увидеть. Меня поразило то, как органично сплетены его знания, умения и навыки, профессиональное и личное, то, чему он учился для работы, и то, что, как я полагаю, было и остается частью его увлечений, то, как прекрасно он владеет словом, как внимателен к деталям, с какой любовью он рассказывает о том, что знает, и что для него интересно и важно. Я так это редко вижу. Но больше всего поразило то, как много человек знает и умеет. Кажется, что ни один год, ни один месяц или даже день он не провёл без пользы, что он постоянно развивался, самосовершенствовался и расширял свои границы. Не знаю, насколько это так, но у меня создалось такое впечатление. И меня настолько сильно это впечатлило, что захотелось поделиться своими чувствами и мыслями.

И тогда я поймала себя на том, что мне тяжело это сделать. Во-первых, потому что для меня очень важны личные границы, и я никогда не знаю точно, когда уместно их пересечь, а когда нет, особенно, если грань тонка и не очевидна. Даже, если намерения твои благие. Во-вторых, помимо этого я поймала себя ещё на двух мыслях. Людей, которыми я искренне восхищаюсь, которых уважаю, очень мало. И большинством из них я предпочитаю восхищаться на расстоянии. И, осознав это, я вот подумала: «Почему нам так легко говорить людям гадости и просто неудобные и неприятные вещи, но порой очень тяжело поделиться с ними своим восхищением, проявить уважение, сочувствие, участие, похвалить? Почему проявить раздражение и разочарование для большинства проще, чем радость или удовольствие? Ну или хотя бы интерес и удивление».

Сейчас я снова задаюсь этим вопросом, и даю на него ответ, который объясняет вообще очень многое: потому что мы не привыкли это делать. Абсолютное большинство из нас не счастливо по-настоящему. Многие даже боятся себе в этом признаться. Мы тотально травмированы и не удовлетворены своей жизнью. Мы боимся столкновения с болезненной реальностью и в вечном режиме самозащиты (а лучшая защита, как известно, нападение). Мы так привыкаем к негативу вовне и внутри, что привыкаем и реагировать на него, только на него и только им, сами не замечая, как он извне проникает в нас и заполняет собой всё. Как мы постепенно теряем способность проявлять эмпатию, не заботясь о чувствах и нуждах других людей, даже там, где могли бы, где вполне в наших силах проявить хоть немного такта, как мы теряем способность быть благодарными, не людям из близкого круга, родным и друзьям, а случайным людям, которые по какой-то причине сделали для нас что-то хорошее, как теряем способность расслабляться.

Это не касается вообще всех. Тяга всё абсолютизировать вообще присуща, как правило, закрытым ограниченным людям, которые, в лучшем случае, не чувствуют уверенности, опоры под ногами. Но это касается многих. Мне не стыдно признать, что это и меня касается. Что во мне есть эти червоточины, и мне приходится делать над собой усилие, чтобы увидеть смысл, чтобы увидеть не то, что я привыкла видеть, а что-то иное. Мне приходится напоминать себе о том, что люди нуждаются в такте, понимании, заботе и благодарности. Что для кого-то лишнее внимание ни к чему, но для большинства оно значит очень много.

Недавно я упоминала о писательском мастерстве и о людях, которые хотят им овладеть. Там были те, чьи ответы мне понравились, они были либо по существу, либо просто забавными) Были те, которые вызвали у меня недоумение. Большинство. Но были и те, на которые я сразу сказала: «Этим людям нужна помощь. И не в том, ради чего тут все собрались». Я сказала в прошлом посте о том, что для любой деятельности успешной нужна предрасположенность, что талант и мотивация важнее техники. Но я не сказала о том, что для того, чтобы быть успешным писателем, нужно, прежде всего, проделать огромную работу над собой, над своей психологической основой. И, самое главное, что нужно сделать – это научиться открытости.

Сначала важно научиться быть открытым с собой – понимать себя и быть с собой честным, что бы ни случилось, уметь отслеживать свои эмоции, чувства, мысли, желания, сомнения и прочее. Без этого невозможно решить ни одну проблему. Вообще.

А потом – нужно научиться открытости в отношении окружающего мира. Невозможно научиться создавать и описывать миры, если ваши глаза закрыты, если вы не хотите или не можете видеть мир, настоящий, с его красивым и уродливым, с его добром и злом, с его рождениями и смертями, с его болью и наслаждением, с его закономерностями и разнообразием. Невозможно создать живых, интересных персонажей, если вы не понимаете и не хотите понять реальных людей, если они вам неинтересны. Невозможно сделать что-то хорошо и, как ни парадоксально, свежо, не изучив опыт тех, кто делал это раньше. Невозможно делать логично и последовательно, если не привык думать – систематизировать, анализировать и обрабатывать сведения, которые получаешь. Особенно, если ты их не получаешь, потому что ты закрыт. Невозможно постичь чужие идеи, если ты сам в идейном плане пуст, если ты не ищешь идеи, невнимателен к мелочам и не хочешь забивать себе всем этим голову.

В писательстве нет мелочей. И в жизни их нет тоже. Попустительское отношение к осознанности, закрытость рождают демонов. Безразличие принимает разные формы и может иметь тяжелые последствия. И рожденные им демоны могут как просто напугать, так и уничтожить. И нас самих, и тех, кто вокруг, и весь мир.

Поделись!

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий