Что нужно знать о том, что я пишу, если не хочется «зря потратить время» и разочароваться. Часть 1

Для начала давайте договоримся по поводу целевой аудитории данного поста. Если вы мой читатель или могли бы им стать, подписаны на меня или даже находитесь в списке моих друзей. Или если вам интересно, как и почему люди вообще пишут, как на это реагируют другие и почему. Или (своя весомая причина – нужное вписать), то рекомендую с эти текстом ознакомиться. Может быть, нам будет, что сказать друг другу. Если нет, то, пожалуй, не стоит. Хотя бы потому что дальше будет “многа букафф”.

И на затравку немного предыстории. За последние полтора месяца прилетело ко мне несколько критических замечаний. Что, само по себе, на самом деле здорово, потому что быть сферической кобылой в вакууме, конечно, можно, но несколько бессмысленно. Проблема этих критических замечаний в том, что люди не просто хотят поделиться своим мнением (не то что помочь улучшить качество работ), а хотят вылить свой негатив, обесценить результаты чужих трудов и свалить в кусты, в лучшем случае прикрываясь фразами «не хотел(а) вас обидеть». Ахаха. Когда не хотят обидеть, выбирают другие слова. Впрочем, если у человека проблемы с эмпатией, выражением собственных мыслей или интеллектом, я безропотно приму подобное объяснение после того, как пойму, что он(а) ничего объективного, логичного и аргументированного не смог(ла) ответить на мои закономерные вопросы, контраргументы и предложения. Но вот беда: даже если что-то из перечисленного (а то и всё) реально касается критикующего, он никогда в этом не признается. А время, силы и электричество мы все уже потратили. Вот мне и пришло в голову предупредить о том, что, как и зачем я пишу, попутно объясняя, почему это нельзя считать просто графоманией для себя.

Итак, что нужно знать о том, что я пишу, если не хочется «зря потратить время» и разочароваться?

Прежде всего, то, что я пишу не для всех. Обычно, когда говорят, что чтиво не для всех, имеют в виду, что либо оно заумное, либо написано так, что чёрт ногу сломит. Ну или заснёт. Или зависнет. Насколько это применимо ко мне? Процентов на пятьдесят, я думаю. Потому что я вполне допускаю, что для многих это действительно сложно или даже слишком сложно, и того не стоит. Делает ли это то, что я пишу плохим и не стоящим внимания? Нет, не делает. И вот почему.

Хочется сразу пояснить: чтобы никому не было скучно, нудно, грустно и обидно, мои читатели, как и я, должны чётко понимать и знать наверняка, какую книгу и для чего они ищут. Некоторое время назад у меня состоялась беседа, в ходе которой я задала чёткий вопрос: «С какой целью вы читаете? Какие свои потребности пытаетесь удовлетворить?». В другой беседе прямо спросила по поводу цели высказывания – мнение оставить или я должна принять за чистую монету выраженные сомнения (?) и помочь с выбором «читать или нет». Чёткого ответа, увы, добиться не удалось, хотя очень хотелось. Потому что без ответов на эти вопросы я вынуждена моделировать, опираясь на себя, своё окружение и то, что увидела издалека.

И, например, я читаю то, что может мне дать новые знания и пищу для размышлений, мне очень важны лежащие в основе идеи. Книжки про мир, абстрактную любовь и жвачку мне не интересны априори. Уже лет пятнадцать. Потому что я всё это уже проходила.

Кто-то читает ради отрыва от реальности, им важен фон, чтобы декорации и ситуации были максимально непохожими на их обыденность и не раздражали напоминанием об их собственной каждодневной рутине. Какая там идея, им при этом всё равно и есть ли она вообще. Кто-то жаждет получить какие-то эмоции через сопереживание и погружение (я, кстати, иногда такое тоже с удовольствием читаю, на это почти все падки), читают ради атмосферы и эмоционального фона.

Так что я не спорю, есть книги для развлечения, их многие любят, их самих очень много, и люди охотно платят за то, чтобы им было весело, интересно и т.д. и т.п. Развлекуха в данном случае – самоцель. Если там ещё какой-то смысл оказался, то вообще смак. Имеют ли такие книги право на существование? Несомненно. Каждый имеет право зарабатывать, как умеет, каждый имеет право делать то, что считает нужным, и каждый имеет право удовлетворять именно свои потребности (во всяком случае со всем этим всё в порядке, пока это законно). Главное, чтобы он сам четко понимал, в чем они состоят, а не хватал первое попавшееся или то, что многие уже прочитали (ибо топчик), а потом ныл, что разочарован.

Однако первое, что нужно знать о том, что пишу я: развлекательное чтиво – это не про меня. Потому что (сейчас ужасную вещь напишу)…тарарам… Я не обязана кого-либо развлекать.

Я написала свои лучшие произведения потому что хотела, могла и мне было, что сказать. Когда я садилась писать, я никогда не планировала на этом зарабатывать, и даже не была уверена, что это многие прочитают. А порой – что это вообще прочитают. Я писала из любви к созиданию и потому что хотела раскрыть какую-то идею, результат своих длительных и порой сложных размышлений. Психологических, философских, социальных, политических или любых других – не суть.

Важно то, что в моём случае форма существует ради идеи, её иллюстрации, её верного и точного донесения, а не наоборот. Нравится кому-то эта форма или нет – иной вопрос. Читатели не хотят добираться до колодца мудрости огородами? Их право. Однако это не значит, что я непременно должна выполоть все огороды после того, как намеренно и в строго геометрическом порядке, с учетом фэн-шуя и положения светил в созвездиях их нагородила. Только потому что в их существовании кто-то не увидел смысла. Мне достаточно того, что его увидела я. Потому что я не только чётко знаю, что и зачем хочу прочитать, но и не менее чётко знаю, что, как и зачем я хочу написать. Я всегда знаю, где у меня в тексте точки входа и где точки выхода. И если вышло много, значит, выйти меньше не могло. Это было бы не то, что я хотела сказать.

В конце концов, я могу те же идеи донести более коротко и топорно. Но зачем? Если кто-то захочет отыскать их в созданных мною формах, если эти формы хоть кому-то понравились, мне этого будет достаточно. Если читатель отыщет суть, и нам будет, что обсудить, я вообще посчитаю себя счастливым человеком. Потому что моя цель – поделиться и обменяться, а не развлечь. И только то становится истинно твоим, до чего ты дошёл сам, своими усилиями. Создавая свои формы (персонажей, декорации и сюжеты с их тонкостями, связями и деталями), я даю возможность дойти самому. Иначе это потеряло бы всякий смысл.

И да, второе, что точно нужно узнать о том, что я пишу, ещё на берегу: я (какой ужас) вынуждаю читать внимательно и думать над прочитанным. Так что да – это заумно и порой нудно. Почему нудно? Потому что там, где другие обойдутся схематической зарисовкой и проскачут галопом по европам, я напишу полноценную картину и не спеша пройдусь пешком, любуясь пейзажем и людьми.

Поделись!

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий