Женщина в песках

Недавно всё-таки дочитала книгу Ж. Верна. Оказалось, что там ещё вторая часть есть. Но я поняла, что читать это не готова сейчас ни морально, ни физически. И вряд ли когда-то буду. А рассказать я хочу о книге классика японской литературы Кобо Абэ – “Женщина в песках”.

Об этой книге я впервые узнала много лет назад, но, прочитав аннотацию, не заинтересовалась, ни в первый, ни во второй раз. А после того, как из всех книг этого писателя выбрала “Ковчег “Сакура””, то разочаровалась ещё и в писателе. Что же заставило меня снова обратить внимание на него, да ещё и на книгу, из зачина которой, как я была уверена, совершенно нечего выжать?

Ммм…Тут надо бы, наверное, красиво соврать…) Но правда в том, что я увидела кадр эротического содержания из фильма 1964-го года и, хмыкнув, невольно задалась вопросами вроде “Это как это они докатились до жизни такой?” (Ну, вряд ли же я хотела увидеть черно-белую эротику, пока один известный сайт для взрослых всё ещё жив и здоров, верно?)). В общем, я собиралась глянуть либо фильм, либо книгу на протяжении лет двух. И тут звёзды сошлись, и пару месяцев назад я её прочитала. Ну, как прочитала…Сожрала за несколько часов, будучи не в силах остановиться. Это как попробовать вкусную еду на голодный желудок. Вот ты уже понимаешь, что пора остановиться, но не остановишься, пока не съешь всё. Так было и с этой книгой. Я совершенно не ожидала, что она меня так затянет. Но она затянула.

Так чем же она меня так зацепила? Не так давно я, обсуждая то, что ищут читатели в книгах, довольно ёмко на эту тему написала: “Эмоции…Мне отвратителен гг из “Женщины в песках” Абэ. А про остальных мало что понятно. Но я изумлена идейной составляющей этого романа”. Сейчас мои некогда пылавшие мысли погасли, но я всё же попробую вернуть их из состояния искорок.

Режиссер Хироси Тэсигахара сказал о своём фильме, что тот является аллегорией. То же самое можно сказать и о книге. Только какие идеи там заложены? Вот режиссер увидел там какой-то конфликт между Западом и Востоком и считает, что гг в конце обрёл какую-то там “внутреннюю свободу”. Если б я ела хлопья с молоком, когда это читала, то наверняка бы подавилась. Настолько это противоречит тому, что я обнаружила в этом романе.

Краткая суть (постараюсь без спойлеров, книга реально потрясная, вдруг кто захочет прочитать) состоит в следующем: Ники Дзюмпэй, гг, работает школьным учителем, явно не любит свою работу и коллег, равнодушен к своей жене, тяготится миром, в котором живет, но оказался к нему парадоксально привязан. Отдушину он находил в коллекционировании насекомых. И в погоне за редкой мушкой как-то раз попал в пустынную (во всех смыслах) местность, где зазевался и вынужден был принять предложение местных селян остаться на ночь у одинокой женщины, жившей в хижине на дне ямы. Как оказалось, это была ловушка, и он не первый (и явно не последний) угодил в неё. Женщина, ставшая его фактической сокамерницей, и злоумышленница, и жертва одновременно. Большая часть истории крутится вокруг попыток гг выбраться из плена (и делает он это так, что сочувствие к нему быстро иссякает, если его кто-то и заслужил, то как раз та самая женщина). Казалось бы, о чём тут рассказывать, да? Нет.

Книги, чтобы быть правильно понятыми, должны попадать в руки в правильный момент. Такое ощущение, что книга не была понята соотечественниками и современниками Абэ. Настолько, что ему пришлось кивать и соглашаться с этой чушью про “Запад и Восток”, “внутреннюю свободу” и прочее. Лишь бы сняли. Я увидела в этом колоссальную по количеству и глубине проблем экзистенциальную драму.

Ники не обрёл свободу, он из одной экзистенциальной ловушки попал в другую. Свобода определяется не тем, в какую одежду ты облачился, а тем насколько осознанно и добровольно ты делаешь выбор. Его лишили выбора и заставили поверить в то, что человек способен привыкнуть ко всему. Самое страшное, на мой взгляд, состоит в том, что ему это реально удалось. Автор плавно и немилосердно подводит нас к мысли, что наша жизнь бессмысленна настолько, что смысл можно придать даже принудительному копанию песка, что “стерпится-слюбится” в критической ситуации реально работает. На протяжении всей истории, хотя гг предпринимает одну попытку выбраться за другой, мы с ужасом понимаем, что он ломается уже к середине повествования, когда оказывается не в состоянии гнуть свою линию до конца. Он словно рыбацкая лодка, уносимая штормом всё дальше от берега. Он готов совершить любой мерзкий и постыдный поступок ради жалкого глоточка отобранной у него свободы, просто потому что “А какая уже разница?”.

И люди, которые его обрекли на это, могут вызывать понимание, но никак не сочувствие. Они отвратительны, потому что в ответ на равнодушие со стороны всего мира мстят этому миру во всех его проявлениях, отыгрываясь на каждом, кто явился из него. Они не просто вынуждают “помогать” им, но и упиваются своей властью. Хотя бы этой её крошечной частью, что сумели себе выбить в мире, где они беспомощны и беззащитны. Как и каждый герой этой истории. Автор изумительно прямолинейно и пугающе показал ничтожество отдельно взятого человека перед Вселенной во всех её многочисленных проявлениях, поставив вопрос о самой сути человеческой свободы и о её реальности. Он словно спрашивает: “А что, если свобода – лишь иллюзия? Ты ничего не можешь изменить. Вообще ничего. Ты можешь либо смириться, либо умереть”.

Заметка и так вышла огромной, поэтому на этом месте я завершу её. Напоследок скажу лишь, что это изумительный роман, который затрагивает не только экзистенциальные и психологические проблемы, но также политические, социальные и экономические. Он похож на идеально сплетенный ковёр, где всё связано со всем и сплетено в поражающий воображение узор. Так что если однажды на вас нахлынет ощущение, что вы что-то ищете и не можете найти, прочитайте этот роман. Быть может, оно отыщется там. Или вы хотя бы испытаете сильнейший восторг от глубины чьей-то мысли)

Поделись!

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий