Про “Поездку в Америку”. Часть 1

Соблазнили тут меня фильмом 1988-го года с Эдди Мерфи – “Поездка в Америку”. Вчера вот посмотрели, и… Это точно комедия?

Если глядеть этот фильм в лоб, то получается примитивненькая история про то, как прекрасный принц бросил вызов традициям и отправился на поиски истинной любови, и, конечно же, её нашёл. Как кто-то написал в своей рецензии, скрестили сказки про Золушку и Свинопаса, и вышло это. Шутейки там зачастую несмешные, культурный контекст, понятный американцам 80-90-х годов, для нас, понятное дело, безвозвратно утрачен, я даже пасхалки была уловить не в состоянии. Короче можно было бы сказать, что всё держалось исключительно на харизме Эдди (да, он гениален) и его партнера по фильму. Ну и я, признаться, чего-то такого и ожидала. И так бы оно и было. Если б я внезапно не обнаружила, что с моими специфическими знаниями и психологическим образованием фильм внезапно…оказывается не о том, о чем он вроде как на первый взгляд))

Я начинала смотреть во многом из любопытства относительно того, как представили там “какое-то африканское королевство”, ожидая какой-нибудь стереотипной карикатуры на всю Африку в целом с культурной мешаниной. И очень удивилась, обнаружив, что её там нет. Без какой-либо конкретики в названиях (которые так-то вымышленные) авторы чётко дали понять, что дело происходит где-то в западной Африке в стране со значительным процентом мусульманского населения, и что речь может идти не о трушном короле (королевств в Африке всего три), а о местечковом короле какого-то национального меньшинства (вроде королей ашанти в республике Гана). На это, к слову, указывает и расположение королевской столицы где-то среди непроходимых джунглей и гор.

И шик местного короля Яффе (Jaffe) – это не что-то из ряда вон, а типичные африканские понты, неизбежные в условиях конкуренции с себе подобными. Это традиционная для многих народов в разные времена демонстрация своего статуса. И король отнюдь не просто чванливый показушник, это дань традициям его народа, это часть философии и мировоззрения этого народа.

Почему я так подробно на этом останавливаюсь? Да потому что почти уверена в том, что создатели фильма не могли не знать всего этого и того, о чем я скажу дальше. А это значит, что у “Поездки в Америку” имеется обширное такое двойное дно. Сценарий изначально написал сатирик Арт Бухвальд, что уже намекает на то, что не всё так просто. К слову, сценарий этот использовали без согласия автора, что вылилось в судебное разбирательство, которое завершилось в пользу Бухвальда. Сам Бухвальд, если обратить внимание на то, что он писал (“Америка и американцы”), вероятно, направлял свои остроты в сторону Америки и её жителей. Но здесь мы наблюдаем и внимание к африканским странам и их жителям, тоже не лишенное иронии. В общем, я к тому, что историю, на мой взгляд, изначально надо рассматривать не как добрую комедию о любви и прочих розовых соплях, а как хлесткую сатиру. И вот как я вижу то, что нам показали.

Комментаторы все как один за редким исключением называют принца Акима милым зайкой и чуть ли не героем: “благородный и храбрый человек”, “вырос не избалованным человеком” и всё в таком духе. Десять раз ха-ха)) Это типичный избалованный мажор, из достоинств у которого разве что доброта, непосредственность и веселый нрав.

Чтобы понять, почему это именно так, нужно снова вспомнить, в каких условиях он рос. И тогда на большую часть его поступков смотришь совсем иначе. Нет, он не от огромной щедрости жертвует деньги и легко расстается с вещами. Он просто не привык всё это считать ценностью, потому что всю жизнь по первому требованию получал всё, что ему нужно. Он демонстрирует поведение типичного сына очень богатых родителей, который привык вообще не заботиться о деньгах и может позволить себе концентрироваться на других вещах. Это не хорошо и не плохо, это просто есть, но именно через призму этого положения и следует оценивать всё то, что он делал. И деньги бомжам он отдал, потому что 1. хотел наказать слугу, 2. не хотел, чтобы тот ему мешал, о чем прямо и сказал. Лучший способ не дать воспользоваться деньгами – отдать их.

Смелость его при столкновении с вооруженным грабителем тоже объясняется очень просто: он ни разу до этого момента не сталкивался с реальной угрозой и реагирует на физическую опасность как на игру. Для него это просто способ добиться своей цели, попонтоваться (у него аж манера речи изменилась)), чтобы пассия и её отец увидели, какие они с Сэмми классные. Ситуацию он воспринял исключительно как “О, это мой шанс!”, ни на секунду не усомнившись в том, что ему никто не может причинить вреда (ведь он же королевский сын!). При том, что момент, когда его товарищ перехватил огнестрел нападавшего, а грабитель выхватил нож, наглядно показывает, что было бы, если б этого “героя” не страховали. Зарешала тут вовсе не палка от швабры. И все вокруг ничего не предпринимали, именно потому что они-то как раз отлично знают, чем обычно такие геройства заканчиваются.

Ситуацию в целом Аким воспринимает как интересный опыт, эксперимент, из которого он может выйти в любой момент. Он знает, что ему не придется до конца своих дней жить в этих трущобах, работать полгода для того, чтобы удостоиться “чести” мыть салатик за центы, копить по несколько месяцев на вожделенные вещи. Он вовсе не считает что то, что он там увидел, это круто. Это что-то вроде желания побывать в самых трешовых местах, чтобы потом с видом крутого рассказывать байки на тему “А знаааешь, где я побывал! А что я там видел! Тебе такое и не снилось!”. Это просто эффект новизны, то, с чем он раньше никогда не сталкивался.

И двигали им вовсе не возвышенные порывы, когда он рвался в эту поездку, а банальные скука, юношеский максимализм и подростковый протест. Ему хотелось показать, что он сам с усами, всё может, что он-то огого, а не раб традиций и своего папочки. И вообще скучно. Каждый день одно и то же (то-то он постоянно королевский протокол нарушал, ставя дражайших родителей в неловкое положение), а хочется чего-нить эдакого, нервишки пощекотать себе. И к невесте у него на самом деле была только одна претензия: скучная она. У него и до неё таких хватало, покорных и на всё готовых. Вот если б до 21-го года он бы вообще не имел контактов с женщинами, то запел бы по-другому. Но он жи молодой, он растет, ему жи нада (замечу, на вопрос про секс со служанками он ничего не ответил)).

К слову, доводилось читать, что, де, Имани, которую ему выбрали в жены, глупая недалекая бабенка. Прежде чем такое говорить, надо учесть то, с чего я начала. О её личности и интеллекте там нет ничего. Там есть только про то, что она хорошая послушная дочь, чтит короля и традиции. Это девушка из традиционного патриархального общества, где, как и сказано было в самом фильме, к ней предъявляется минимум требований: хорошее происхождение, красивая внешность, приличное воспитание, покорность и плодовитость. Это общество, где женщина из высших кругов не имеет иного предназначения, кроме служанки своего мужа, его жены и матери его детей. И этот факт не отменяет даже гиберболизация явления, доведенная до абсурда.

За “романтичной историей настаящей любфи” скрыта ещё и история того, как “прекрасный принц”, возможно, сломал жизнь ни в чем не повинной девушке и её отцу, потому что, с учетом господствующих в подобных обществах традиций, очень я сомневаюсь, что она когда-нибудь теперь выйдет замуж. Её семья опозорена и стала посмешищем (это я уж молчу о том, что такое уединиться с девушкой до свадьбы хз зачем в нарушение этикета в стране с сильным исламским влиянием). Её отец, возможно, не только не получил карьерный взлёт, но и потерял свои прежние привилегии и положение. Возрастной кризис принца остался за закрытыми дверями дворца. Для всей страны прекрасной идеальной дочери королевского фаворита предпочли иноземку без рода и племени из семейки торгаша, что наводит на самые некрасивые подозрения.

Аким ещё и “прекрасный сын”, и “отличный друг”. Он ради своих прихотей, не раздумывая, создает проблемы своей семье, попирает традиции там, где от этого может зависеть жизнь, ставит под сомнение авторитет своего отца как короля своими выходками и вообще готов променять на бабу всю страну (и это не фигура речи с учетом того, что он единственный наследник, и такой “А чё, хочешь откажусь?”, как будто не от короны со всеми её привилегиями и обязанностями, а от поездки с друзьями на рыбалку готов отказаться). Хорошо ещё, что его родителям хватает ума, гибкости и любви к нему, чтобы со всем этим справиться. А о том, что Сэмми его друг, а не слуга (как и наоборот) он тоже вспоминает тогда, когда ему удобно. Ему наплевать на то, что Сэмми – заложник своего положения и в гробу видал все эти покатушки и стремные места, он имел одни обязанности и никаких плюшек в этой поездке. Хочешь ты работать – иди и работай, зачем других заставлять? Но нет, одному скучно. Он же принц, привык к постоянному сопровождению.

Про его избранницу и то, что из всего этого получилось, расскажу в следующем посте. Следите за обновлениями, должно быть не менее интересно.

Поделись!

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий