Онмёджи и призраки эпохи Хэйан

Давно я не писала. Мыслей много, а ухватиться не всегда успеваю. Не помню, говорила или нет, но сейчас я прорабатываю в рамках мира Аридууны страну, прототипом которой послужила Япония, и поэтому перебираю большое количество материалов по японской истории и культуре. Поэтому некоторое количество ближайших постов будет об этом.

А сегодня я бы хотела рассказать немного о фильме, который на канале Культура (если кто такой ещё помнит)) увидела в начале нулевых. Тогда он, видимо, относительно недавно вышел и каким-то чудом попал на этот российский канал. Помню, он впечатлил меня ещё тогда, когда я не с начала смотрела его поздним летним вечером, и с напряжением ждала развязки и завершения. Спустя много лет я посмотрела его снова. Да, ещё заметнее стала неестественность колдунского ворона и бедность садовых декораций, но в остальном… Это просто улёт. Улёт в мир эпохи Хэйан с её дворцами, дамами в пышных одеяниях и с распущенными волосами до пола, интригами и магией Онмёджи, любовью и дружбой.

Речь идёт о фильме 2001-го года, который в оригинале так и называется “Онмёджи”, хотя на русский это перевели почему-то как “Колдун”, а на английский как “Инь-Янь-мастер”, что, впрочем, ближе к изначальному значению, т.к. онмёдо – это основанная на китайских традициях с привкусом японских традиционных верований магия, возникшая в ту самую эпоху Хэйан (794 по 1185 годы).

Когда я делала прежде разборы, то обычно начинала с идей, но сегодня я начну с сюжета. Хотя тут неизбежно придется начать с персонажа: главный герой знаменитый придворный маг эпохи Хэйан – Абэ-но-Сеймей. Личность полулегендарная, но предполагают, что большую часть жизни он прожил в 10-м веке, и умер в 1005-м году в возрасте 84 лет, что делает его современником императоров Дайго, Судзаку, Мураками, Рэйдзэй, Энъю, Кадзан и Итидзё, крупного политического деятеля и регента Фудзивары-но-Митинага, знаменитых придворных дам и писательниц – Мурасаки Сикибу и Сэй-Сёнагон, поэтессы Укон, а также полководцев Тайра-но-Масакадо, Минамото-но Ёринобу и его отца Минамото-но-Мицунага, представителей родов, что позже привели Японию к фактической раздробленности и господству сёгунов. Иными словами, это был расцвет эпохи. Дело происходило предположительно в 50-х годах 10-го века во времена правления императора Мураками.

В обязанности Абэ-но-Сэймэя “входил анализ странных событий, проведение обрядов экзорцизма, защита от злых духов, а также выполнение различных обрядов геомантии”. Собственно, об этом и повествует фильм: знаменитый маг по долгу службы занимается решением проблем местной аристократии с потусторонними силами. С определенного момента – в компании знаменитого музыканта того времени Минамото -но-Хиромасы (годы жизни которого предположительно – 918-980).

Примечательно, что первым их “совместным” делом стало то, в котором аристократа из Хэйан-кё преследовал призрак его брошенной любовницы, которая, судя по результатам “расследования”, незадолго до этого наложила на себя руки.

Движущим элементом дальнейшего повествования, как ни странно, тоже оказались любовные истории, переплетенные в затейливом узоре между собой: это и история опального принца Савара, жившего в эпоху Нара (710—794) и его возлюбленной госпожи Аонэ, которую позже заставили отведать плоть японской русалки нингё (что согласно легендам дарует, если не бессмертие, то небывалое долголетие и живучесть), и история Сукэхимэ, бывшей императорской наложницы, потерявшей своё место и в его жизни, и в его сердце, и история Хиромасы, который влюбился в Сукэхимэ, не зная, кто она такая. Во что это вылилось – смотрите сами. Думаю, не пожалеете. История и вправду вышла захватывающая.

Отдельно хочу чиркануть об исполнителях главных ролей. Исполнитель роли Хиромасы мне лично был знаком по “Принцессе мечей” (которая тоже просится её отрекламировать, но не сегодня), но кому-то, возможно, известен по “Сукияки Вестерн Джанго”, где он снимался с Масанобу Андо (“Выброс адреналина” и “Королевская битва”) и Тарантино. Хироюки Санада, исполнивший роль Доосэна – это человек, которого, думаю, многие знают по “47 ронинам”, “Звонку”, “Последнему самураю” (а я ещё и по “Сумеречному самураю”)), Лосту (Остаться в живых), Росомахе и куче ещё фильмов. И да, он был как всегда хорош и убедителен в роли местного главгада)

Но лично для меня настоящим открытием стал исполнитель главной роли – Мансай Номура (настоящее имя которого Такеши Номура). Фильмов с его участием не так много, поскольку он, прежде всего, актер традиционного театра кёгэн. Но именно благодаря ему “Онмёджи” – это то, что нужно непременно увидеть, отчасти ещё и потому что, как по мне, это идеальное попадание в роль. Глядя на его ухмылку и хитрые искорки в глазах, ты волей-неволей вспоминаешь легенды, которые называли матерью Абэ-но-Сэймэя лисицу-оборотня – кицунэ, и от этого ещё больше веришь в то, что этот парень великий маг)

Что касается идей, то тут их улавливать не так-то просто из-за культурных различий. Но одну я всё-таки назову: ненависть может привести к разрушениям и смерти, но она точно не сильнее любви. В этом фильме я лично увидела призыв бережнее относиться к другим людям, ценить тех, кто вас любит, с кем вы дружите, потому что иначе вы не только можете лишиться поддержки в трудную минуту, но и сами же пострадать.

Про культурные элементы. Многие из них начинаешь замечать и понимать только после определенного знакомства с культурой. Например, странным кажется – влюбиться в женщину, которую ты даже ни разу не видел, а только слышал голос. Но вопрос снимается, когда узнаешь, что в эпоху Хэйан это было нормальной практикой из-за затворнического образа жизни аристократок: о привлекательности судили по косвенным признакам – стихам, краям одежды, голосу и, конечно, беседам, которые велись. И, наверное, в век интернета понять тех, кто влюбился после долгих задушевных бесед в лунную ночь, даже не видя лица избранницы, уже не так трудно.

Ещё я недавно узнала, что в театре но и кёгэн используется т.н. маска хання в виде демонической головы с рожками, которая при определенном наклоне превращается в рыдающее лицо. Эту маску используют помимо прямого назначения (показать демоницу) ещё и для отображения женщин, одержимых духом ревности. Собственно, это многое объясняет нам относительно метаморфоз госпожи Сукэхимэ)

Что касается свечей на голове, то я долго не могла найти этому объяснение. А вот сегодня нашла такое: “Ещё в древности когда кто-то занимался колдовством, особенно наложением вредных заклятий на дух оппонента, переодевались в специальную форму одежды. Обычно это был белый балахон, а на голову надевали нечто вроде “венца” на котором были установлены две свечи.

Делалось это для того, чтобы не привлекать к себе других духов, ибо вмешательство в их мир делало и самого человека уязвимым. Так что чтобы обдурить их, заставить думать, что это не живой человек, а такой же потусторонний собрат, использовался балахон, а свечи на голове заставляли всех считать, что это т.н. “они би” – чортовы огни”.

К слову: “Считается, что Они-би это души умерших людей и животных, а также ненависть, выплеснувшаяся наружу”. ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌

Одежда в фильме была красной, а не белой, но, вероятно, в этом тоже был символический смысл, потому что алый цвет может символизировать магию, колдовство, и это же цвет огня и человеческих страстей.

Хотя я наверняка нашла бы, что добавить, на этом я, пожалуй, остановлюсь. Надеюсь, что вышло не слишком много, и что мне удалось вас заинтересовать) Всем лучей и бобра)

Поделись!

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий