Поражение империи

Известно ли вам что-то про Рейд Дулиттла?

Ровно 80 лет назад, 18 апреля 1942 года, 16 бомбардировщиков под командованием подполковника Джеймса Дулиттла, взлетев с американского авианосца «Хорнет», совершили авианалет на столицу Японии Токио. Рейд был нанесен в качестве мести за ранее совершенную атаку Перл-Харбора. Бомбили различные военные или связанные с военной сферой объекты (химические, машиностроительные и металлургические предприятия, электростанции, топливные склады, верфь и т.д.), тем не менее с японской стороны погибло 50 человек и ранены были 400. Для большинства летчиков этот полет тоже завершился трагично: 7 погибших и 8 пленных. В той войне это стало первой атакой американцев на японские территории, но далеко не последней.

В минувшие месяц-полтора, в рамках работы над своим циклом, я окунулась в тему японских истории и культуры. И, как это порой бывает, занимаясь серфингом по различным сайтам с нужной мне информацией, наткнулась на некоторые интересные статьи о Японии в начале и середине 20-го века, в т.ч. в годы Второй Мировой войны. Об ужасах, которые творились тогда в Восточной Азии, наверняка читали и слышали многие.

Помню, меня до глубины души потрясло то, что я, вот так же случайно, прочитала о Нанкине в военные годы. Если верить некоторым заметкам и фотодоказательствам, немцы на другом конце Евразии могли бы в это время нервно курить в сторонке. И все знают, разумеется, о Нагасаки и Хиросиме. А вот авианалёты на Токио и другие японские города почему-то освещались в гораздо меньшей степени. И мало кто знает, что тогда в Японии оказались разрушены 6 крупнейших городов и в них погибло несколько сотен тысяч человек, а разрушенные пространства в Токио, Осаке и Нагое превысили площади, разрушенные на территории Германии союзными войсками. Да и вообще – много ли знают люди в России, бывших советских республиках и в Европе о том, что происходило с Японией в 1939-1945 годах и что этому предшествовало? Думаю, что – нет, и поэтому хочу об этом сегодня рассказать. Потому что ничто не исчезло из истории, а сама история любит повторяться.

На самом деле рассказывать тут надо с самого-самого начала, но это будет уж слишком долго. Поэтому времена средневековья я затрону лишь поверхностно.

Япония в настоящий момент занимает четыре крупных и большое количество мелких островов в Восточной Азии, являясь самой восточной евроазиатской страной, хотя так было не всегда. С учетом того, что Америка была открыта довольно поздно, а ближайшие цивилизации располагались на материке, Япония большую часть времени развивалась, если не изолированно, то, во всяком случае, сохраняя дистанцию, и успешно могла уйти в глубокую самоизоляцию всякий раз, как ей что-то не нравилось. Такое случалось, как минимум, дважды: в эпоху Хэйан, когда (тогда ещё единое, пускай и небольшое) японское государство оборвало контакты с империей Тан (на территории нынешнего Китая), а потом, уже основательно и агрессивно, в 1641-м году, и продлилось это добрых 200 с лишним лет, вплоть до 1853-го года.

Со времен войны Тайра и Минамото, положившей в 1185-м году конец спокойной (что ясно из названия) эпохе Хэйан с её расцветом религии и культуры, страной рулили представители воинского (самурайского) сословия, что в условиях постоянных междуусобиц, а потом и самоизоляции и сварило в этом самобытном котле будущий милитаризм и национализм Японской империи.

На 16-17 век пришелся расцвет колониальной политики некоторых европейских держав, что не могли не заметить японцы, особенно, когда это происходило буквально у них под носом: в Юго-Восточной Азии (а о существовании там государств они к тому моменту уже знали и даже имели с теми какие-то торговые контакты) – в будущих Индонезии, Малайзии, Филиппинах. Кроме того, Макао (ныне КНР) – бывшая португальская колония, была основана также в 16-м веке.

Европейцы достигли и японских берегов, где активно вели и торговую, и миссионерскую деятельность, и даже вмешивались в местные междусобойчики. Всё это и стало, как считается, поводом для политики изоляции, поскольку японцы во главе с кланом Токугава не очень-то хотели разделить судьбу «южных варваров», потерявших свою государственность и независимость, у кого она была.

Политика изоляции закончилась с заключением тем же правящим кланом Токугава японско-американского договора о дружбе. Происходило это во времена правления императора Осахито и было наполнено борьбой сторонников ведения дел с иностранцами и их противников, а также внутренними разборками, связанными с императорской властью (которая на тот момент, напомню, была сильно ограничена сёгунами. Снова это изменилось именно тогда, отчасти благодаря деятельности самого императора). Кипиш поутих, когда 45-тилетний император умер вроде как от оспы. Ну или от отравы недругов, предполагали и такое. Его место занял 15-тилетний сын Муцухито, он же знаменитый император, который провёл реформу, название которой потом стало его посмертным именем – реставрацию Мэйдзи.

Реставрация Мэйдзи – комплекс политических, военных и социально-экономических реформ в Японии 1868—1889 годов, превративший отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира. Эта крупная реформа являлась переходом от самурайской системы управления в лице сёгуната к прямому императорскому правлению в лице императора Муцухито и его правительства. Данные преобразования затронули практически все сферы японского государства и общества, в целом благотворно повлияли на положение дел, но было и несколько серьёзных «но».

Произошла реформа армии и введение всеобщей воинской повинности, т.к. обновленное государство было настроено на формирование сильной и максимально боеспособной армии. Если уж контакты с другими державами неизбежны, то нужно и иметь возможность защищаться от их нападок, при необходимости даже превентивно. Во всяком случае, так это, очевидно, виделось государственным деятелям того места и времени.

Сначала всё было здорово: помимо военной сферы развивалась промышленность, культура, много хорошего и полезного было позаимствовано у запада, как когда-то в средневековье у империи Тан, бурными темпами стали развиваться местные наука, кино, некоторые иные искусства, литература, стала внедряться западная мода, даже удалось наладить добрососедские отношения не только с США и Европейскими странами, но и с Цинским Китаем. А потом…что-то пошло не так.

На уроках истории меня, когда мы разбирали все мировые войны, учили расписывать войну по составляющим, выделяя в ней повод и истинные причины. Так вот про поводы.

Первым тревожным звоночком оказался инцидент с убийством японских подданных с Рюкю на острове Тайвань, который находился под властью китайской стороны. В 1874 году, под давлением военных и нетитулованной знати, Япония осуществила карательную экспедицию на остров. Конфликт был улажен при посредничестве Великобритании – китайцы признали правомерными действия японцев и выплатили контрибуцию погибшим. Знали бы они, что будет дальше. А дальше больше.

Япония пыталась наладить отношения с Чосонской Кореей, но та общаться не хотела. Внезапно в правительстве возникла идея принуждения к диалогу путем нового военного похода или даже полного завоевания Кореи. Идея тогда мало кому показалась адекватной, и договориться удалось мирно. Япония смогла вступить в диалог с Кореей и подписать договор о дружбе, положивший конец корейской столетней изоляции. Однако этот договор был неравноправным: он лишал корейскую сторону возможности устанавливать пошлины на японские товары и судить японских граждан, совершивших преступления в Корее по корейским законам.

Параллельно с этим японское правительство активно занималось укреплением своих границ. На юге японский суверенитет утвердился на островах Рюкю и Огасавара. В частности, в 1872 году японцы в одностороннем порядке провозгласили своим удельным владением государство Рюкю, которое находилось в вассальной зависимости и от Японии и Цин одновременно. Государство было превращено в княжество Рюкю, правителем которого стал бывший ван Рюкю Сё Тай. В 1879 году Япония окончательно аннексировала Рюкю, превратив удельное владение в префектуру Окинава. Острова Огасавара также были присоединены в одностороннем порядке, несмотря на протесты Великобритании и США, и переданы под прямой контроль Министерства внутренних дел.

Любопытно, что в это же время на волне значимых культурных преобразований произошел отказ от господствовавшего на протяжении примерно тысячи лет буддизма, и возвращение к истокам – национальной религии, синтоизму. В 1870 году Император провозгласил «Декларацию о великом учении», по которой синто становилось государственной религией Японии. Все синтоистские святилища Японии были интегрированы в одну организацию, во главе с Императором как синтоистским первосвященником. Позже синтоизм был важной частью идеологии милитаризма. Взращённая на религии, империя поддерживала тоталитаризм и национализм, так как следуя синтоизму, император — потомок богини Аматэрасу, значит неповиновение ему карается богами. Поэтому народ повиновался пришествию тоталитаризма. Генералы понимали это и пользовались, стараясь подкрепить национальные идеи религией.

Важно уточнить, что, хотя в эпоху Мэйдзи был сформирован парламент, он не обладал реальной властью, последнее слово оставалось за императором. От клана Токугава власть перешла в руки даймё и самураев, возглавлявших Реставрацию. Япония стала контролироваться гэнро (олигархией), состоявшей из наиболее влиятельных людей в военных, политических и экономических сферах.

Император Муцухито по сравнению с недавними предшественниками долгое время оставался у власти. Он правил Японией в течение 45 лет. Ближе к концу его правления из-за противостояния, связанного с влиянием на Корейском полуострове, произошла Японо-Китайская война (1894-1895), завершившаяся победой Японии и превращением Кореи в её колонию. После череды интриг и последних попыток исправить ситуацию в том же 1895-м году была убита японскими наемниками королева Мин, что окончательно сломило корейское сопротивление. После Русско-Японской войны, завершившейся выгодным японской стороне мирным договором, Японская империя лишь укрепила свои позиции на востоке, хотя и дорогой ценой.

Сменивший императора Мэйдзи его сын Ёсихито много болел и, кроме введения моногамии при дворе, особо ничем не прославился в политическом отношении. Страна при нём в Первой Мировой войне была союзником Антанты и продолжала накапливать военную мощь, пользуясь слабостями и проблемами соседей. В возрасте 47 лет он умер, а его место в 1926-м году занял император Сёва (он же Хирохито). Именно при нём Япония вступила во Вторую Мировую войну, оккупировала Китай и ввела войска в другие страны Азии. Но это было чуть позже.

Относительно ответственности императора за произошедшие в годы его правления мнения разнятся: одни называют его инициатором всех решений, другие утверждают, что он являлся лишь формальным главой государства, а вся власть к тому моменту сосредоточилась в руках военных. В то же время есть указания на то, что многие решения без его одобрения или инициатив просто не были бы приняты.

Как бы то ни было, первая часть правления императора Хирохито (1926—1945) прошла под знаком растущего милитаризма. Уже с 1900 года императорские армия и флот Японии обладали правом вето при формировании кабинета министров. Основательно же гайки были закручены в 1925-м году, когда был принят закон, получивший в народе название «закон об опасных мыслях», который стал основой борьбы со всеми партиями. Так, наказанием за нарушение норм, установленных «Законом…», стала срочная и бессрочная каторга, позже заменённая на смертную казнь.

В 1931-1932 произошёл Мукденский инцидент, т.е. попытка оккупации Маньчжурии. Подробнее останавливаться на этом сейчас не буду, скажу лишь, что у Японии тогда толком ничего не вышло.

24 февраля 1933 года сессия Лиги Наций вынесла резолюцию о японо-китайском конфликте, в которой при признании «особых прав и интересов» Японии в этом районе Китая захват Маньчжурии объявлялся нарушением Японией «Договора девяти держав». В ответ Япония вышла из Лиги Наций, что получило одобрение японского общественного мнения, подготовленного СМИ к осуществлению «независимой политики». Покидая Лигу Наций, министр иностранных дел Японии Ёсукэ Мацуока на прощание заявил с её трибуны:

«Через несколько лет мы будем поняты миром, как им был понят Иисус из Назарета… Миссия Японии состоит в том, чтобы руководить миром духовно и интеллектуально… Япония станет колыбелью нового мессии».

Провал интервенции в Шанхае и конфликт с Лигой Наций привели к активизации в Японии ультраправых. Начались убийства политических деятелей, а 15 мая 1932 года была совершена попытка путча, во время которой был смертельно ранен премьер-министр Японии Инукаи Цуёси. Во время процесса над путчистами-террористами в Токио шёл поток петиций, в которых выражалось сочувствие подсудимым как «истинным патриотам и верноподданным императора». Адвокаты заключённых предоставили суду 111 тысяч писем с просьбами о помиловании.

В начале 1936 года в Японии прошли очередные парламентские выборы. Всего через шесть дней после выборов Японию потряс кровавый путч: мятежники убили ряд высших государственных лиц, захватили центральные кварталы Токио, включая резиденцию премьера и здание парламента. Император Хирохито призвал для подавления путчистов флот и императорскую гвардию. После подавления путча девятнадцать его зачинщиков были повешены. Разгром путча фактически положил конец праворадикальному движению фашистского типа в Японии, однако правящие круги восприняли многие из идей путчистов и впоследствии претворили их в жизнь.

После подавления путча правительство ушло в отставку. Новое правительство сформировал бывший министр иностранных дел Коки Хирота. Лишь четыре министерских портфеля были предоставлены политическим партиям, остальные десять были распределены согласно пожеланиям военных. Программа нового кабинета «Основные принципы национальной политики» включала в себя широкую программу вооружений, усиление «национальной обороны» в Маньчжурии, проведение коренных преобразований внутри страны в области политики, экономики и административного управления. Выступая перед парламентариями, военный министр генерал Хисаити Тэраути изложил свои планы создания «тотального государства» как предпосылки для «тотальной мобилизации японского народа» (под этим подразумевалось полное исключение политических партий и парламента из сферы принятия государственных решений).

Несмотря на существование мирных соглашений с Китаем, Япония продолжала боевые действия на территории Китая, только вела их чужими руками. В 1936 году, в частности, она поддержала сепаратистов из Внутренней Монголии, провозгласивших создание собственного государства Мэнцзян.

Можно к этому добавить многое, но, думаю, необходимости в этом нет, когда всё описанное так сильно что-то нам напоминает. Скажу лишь, что с 1932 года, когда был убит премьер-министр Инукаи Цуёси, военные постепенно, по совокупности всех факторов, получили практически полный контроль над всей политической жизнью Японии, что привело сначала к развязыванию второй Японско-китайской войны (1937—1945), а затем и к вступлению Японии во Вторую мировую войну. Развязывание малой войны зачастую ведет к развязыванию ещё более крупной. Так и случилось.

А дальше были Перл-Харбор, оккупация Китая, Нанкинская резня, введение войск в страны Юго-Восточной Азии с разрушением Манилы, Батаанским маршем смерти и карательной операцией Су Цин в Сингапуре. А ещё отряд 731 и станции утешения.

Любопытно то, что в Японии Вторую Мировую войну называли «Великая Тихоокеанская (или «Великая Восточно-азиатская») война», тем самым подчеркивая её локальный характер, с одной стороны, и скрытое освободительное значение от «белых колонизаторов», прежде всего, в лице США и Великобритании (в официальной интерпретации военного времени) – с другой. И некоторые жители тех самых стран это мнение, вероятно, разделяли.

В начале 1942 года Сингапур, крупнейшая военно-морская база Великобритании в этом регионе, практически без сопротивления сдался японской армии. Более того, большая часть (по некоторым данным половина) гарнизона перешла на сторону японской армии генерала Ямасита. Было это 15 февраля 1942-го. А потом оккупационные власти приняли решение о полной ликвидации китайской общины, под раздачу попадали не только военные, но и мирные жители. Операция по зачистке получила название «Су Цин» (с кит. — «ликвидация»). Через фильтрационные пункты прошли все проживавшие в Сингапуре китайские мужчины в возрасте от восемнадцати до пятидесяти лет. Особо опасные, по мнению японцев, индивидуумы расстреливались за чертой города.

Вскоре действие операции распространилось на весь Малайский полуостров. Из-за большого населения армия не проводила допросы, а сразу уничтожала коренное население. В марте 1942 года операция закончилась, так как большинство военных сил было переброшено на другие фронта. Число погибших точно неизвестно. По разным мнениям, цифры колеблются от 50 до 100 тысяч погибших.

Что было дальше – я сказала вначале. Уже через месяц, в середине апреля, Япония подверглась первой бомбардировке. И продолжала страдать от этого в дальнейшем, потому что японские власти как «истинные патриоты» не спешили прекращать военные действия. Возможно, им долгое время казалось, что игра стоит свеч, что жертв среди их населения не так уж много…Но 1945-й год прошёлся по Японии огромной разрушительной волной.

В ночь с 9 на 10 марта 1945 года произошла одна из самых разрушительных бомбардировок войны – бомбардировка Токио. В авианалёте на столицу Японии участвовало 334 стратегических бомбардировщика B-29, каждый из которых сбросил несколько тонн зажигательных бомб и напалма. В результате сплошных пожаров в жилых кварталах, застроенных деревянными зданиями, образовался огненный смерч, который не позволил бороться с огнём и привёл к массовой гибели людей.

Я прикреплю лишь некоторые кадры, уж больно они мне что-то напомнили. Но другие приводить не буду. Коротко их можно охарактеризовать словосочетанием: «горы трупов». И это не фигура речи. Меня особенно потряс кадр с обгоревшим телом женщины, которая несла на спине ребенка, очевидно, пытаясь успеть добраться до укрытия. Для меня это было подтверждением мысли, которую старательно пытаются стереть из памяти: «Война не щадит никого».

Она не щадит никого настолько, что принц Нобухико (10 марта 1945 года – 20 марта 2019 года), родился в домашнем бомбоубежище в самый разгар Токийской бомбардировки. Чтобы было понимание: это внук того самого императора Сёва (Хирохито), главы Японии на тот период времени, сын его старшей дочери принцессы Сигэко. Сколько ещё таких женщин и детей было там и тогда, которые домашнего бомбоубежища не имели?

Во время той бомбежки погибло не менее 80 тысяч жителей, более вероятное число погибших — свыше 100 тысяч человек. За всё время войны гражданские потери в Японии, стране-агрессоре, считавшей себя освободителем, которая вела большую часть боевых действий на чужих территориях, достигли почти 700 тысяч, из них от 155 тысяч до 246 тысяч при ядерных ударах по Хиросиме и Нагасаки. Каковы отсроченные последствия, полагаю, все понимают.

Напоследок я хочу привести следующую цитату генерала Кёртиса Лемэя, ответственного за бомбардировки японских городов: «Думаю, если бы мы проиграли войну, то меня судили бы как военного преступника». Однако он же считал, что бомбардировки спасли много жизней, подтолкнув Японию к капитуляции.

Историю пишут победители, слова можно найти для оправдания чего угодно. Но жертвы чужих политических решений с обеих сторон не всегда могут их услышать и прокомментировать.

Поделись!

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий