Месть Малефисенты

Все знают сказку о Спящей Красавице – историю любви и брака принцессы Авроры. Но многие ли задумывались о судьбе её главного врага – Малефисенты? Об истории её брака, и о том, кого любила она? Да-да, я о настоящем замужестве, а не о фильме Диснея.

Недавно я доделала, не считая некоторых деталей, карту материка Авшар, в материковой части которого располагаются такие государства как Арраф и Индрадж. Заниматься, в основном, пришлось его западной частью, и по ходу дела почитать про средневековые страны и народы Европы, в том числе про их быт, в частности одежду и её зависимость от социального статуса. Сегодня я опять долго не могла уснуть, и меня вдруг посетила мысль – а ведь у Малефисенты из «Спящей Красавицы» голова была покрыта. А это значит, что… Злобная чародейка не всегда была так одинока и, вполне вероятно, злобна.

Сразу хочу оговориться – я не ищу тайных замыслов создателей в своём анализе, а просто анализирую факты, приведенные в диснеевской версии сказки 1959-го года. Ссылки на первоисточник Шарля Перро тоже будут, но я отталкиваюсь от мысли, что выпущенное в свет, «на свободу», произведение искусства часто начинает жить своей жизнью. Особенно, когда акценты расставляются определенным образом, и не всем мелочам придается большое значение. Так вот речь пойдет именно об этих мелочах, заставивших меня неожиданным образом взглянуть на ещё одну сказку, известную многим из нас с детства, и увидеть, как всё могло быть на самом деле.

Итак, Малефисента одета в чёрно-фиолетовый наряд, и у неё на голове головной убор в виде рогов, закрывающий и шею, и большую часть головы. На него не наброшена вуаль, как положено, но у меня не возникает сомнения, в том, что это именно головной убор, а не рога, как можно подумать, хотя на них намек и делался – во-первых, это выглядит именно как ткань со складками, и она одинакова и на «рогах», и на затылке, и на шее, во-вторых, похожие головные уборы встречались во времена реального средневековья, веке в 15-м (хотя в мульте говорится о 14-м веке, я полагаю, что создатели с этим определились просто в последний момент, изначально разброс был шире).

Интересно то, что именно в 15-м веке (правда, если точнее, то в 1498-м году, после похорон Карла VIII) в европейскую моду стал в качестве траурного входить чёрный цвет, и ещё то, что образы для наряда колдуньи были почерпнуты из «чешской книги по средневековому искусству». И, самое главное, волосы покрывали замужние женщины и те, кто когда-то состоял в браке. Занятно то, что волосы королевы, жены короля Стефана, также практически полностью покрыты. Как и у многих из их придворных, и у явно немолодых фей (в отличие от юной и незамужней принцессы). Какой из всего этого я делаю вывод? Малефисента – вдова. Приходится признать, что, даже будучи злодейкой эта довольно симпатичная женщина, которая, мягко говоря, неплохо сохранилась, явно когда-то могла быть чьей-то женой, а, может, и матерью. Но вот чьей?

В мультике о Малефисенте неизвестно практически ничего, ни кто она, ни откуда взялась, ни зачем ей всё это нужно. Лично у меня есть подозрение, что это даже не имя, а прозвище, которое ей дали за то, что она стала практиковать чёрную магию (и/или даже кого-то прокляла). Maleficio – слово, которое переводят как порча, сглаз, проклятие, подразумевали под ним именно вредоносное колдовство. Так что это скорее указание на деятельность, а не на личность. Настоящее её имя ни разу не упоминается, вероятно, оно «затерто и забыто», да и о его носительнице не принято говорить. Попробуем разобраться, отчего так.

В оригинальной сказке сказано, что «фею не позвали, потому что она не выходила из своей башни уже пятьдесят лет, и все решили, что она умерла». При этом это мало кого беспокоило, никто не направил к ней гонца, узнать, всё ли в порядке. Башня или замок (а последнее мы видим и в мультфильме) говорит о том, что это не простая женщина, а явно знатного происхождения. Так что на такое важное событие как рождение единородной дочери короля её ну точно должны были позвать, хотя бы потому что она знатная дама, причем, совершенно точно её считают подданной этого же короля. Но её не позвали намеренно, что в мультике 1959-го года сказано прямо. Когда она появляется, присутствующие сначала пугаются и не понимают, что происходит. Но феи узнают её сразу, да и король Стефан выглядит так, будто лично с ней никогда не встречался (или позабыл её), но знает о ней прекрасно. Его жена, похоже, осведомлена гораздо хуже, тем не менее, какие-то слухи доходили и до неё.

Король явно не рад гостье и обращается с ней откровенно непочтительно (о чем, к слову, в сказке тоже говорилось), после произнесения проклятья натравливает в гневе на неё стражу, акцентируя внимание на том, что она чародейка, а не на то, что она аристократка и его подданная, пусть и зловредная. Очевидно, он может себе всё это позволить, потому что будь она иноземной подданной, вряд ли бы он вёл себя так же, кроме того, тот факт, что она «ожидала приглашения», которое, надо полагать, формально ей должны были доставить, вновь указывает на то, что она принадлежит этой стране, а не любой другой, иначе её должен был бы взять с собой иноземный король, приглашение напрямую бы не слалось, и предъявлять было бы нечего. То, что король и остальные позволяют себе держаться с ней высокомерно, говорит о том, что она здесь, во-первых, изгой, во-вторых, стоит значительно ниже короля по положению. Зная о средневековой системе отношений, могу сделать вывод, что, как минимум, её муж был вассалом короля этой страны. Возможно, что из семьи такого вассала была и она сама, но на вопрос об этом ответа нет никакого вообще.

Что же такое могло произойти, отчего знатная женщина стала изгоем, живущим на «Запретной Горе», в полуразрушенном замке, одинокая и озлобленная? Что случилось с её мужем, другими членами семьи и слугами-людьми? Отчего между нею и королевским родом явное напряжение, но на момент рождения принцессы оно не было в фазе открытого конфликта (иначе она бы не говорила, что ждала приглашения, а королева Лия не выражала бы надежду на то, что колдунья не обиделась. При этом она явно демонстрировала страх, а не искреннее раскаяние)? И вопрос на засыпку…Отчего это король, уже явно немолодой, так радуется рождению дочери, что тут же обручает её с сыном другого короля, по сути, отдавая тем самым своё королевство другому роду?

Начну, пожалуй, с последнего. Нам ничего неизвестно о том, первый ли это брак короля Стефана. Зато нам известно из всех источников, что это его первый (во всяком случае не мертворожденный и не умерший вскоре после рождения) ребенок и на момент начала истории единственный. Ещё нам известно, что женщины наследуют трон в исключительных случаях. И король с королевой были так рады, потому что уже вообще не надеялись обзавестись детьми, хоть какого-нибудь пола. И потому дочь – это лучше, чем ничего. Короли Стефан и Хьюберт огромное значение придают браку своих детей и их будущим детям, т.е. своим внукам (в их коротком разговоре это слово прозвучало раза три, не меньше), потому что это их единственные дети, преждевременная гибель которых означает прерывание династии и крах их королевств.

Но что могло быть причиной такой малодетности в королевских семьях времен средневековья? Бесплодие? Тогда детей не было бы вовсе. Следовательно, проблема либо в течении беременности, либо в детской смертности. Очевидно, все прочие дети королей либо не успели родиться, либо не выжили при родах. Такие вещи в те времена зачастую связывали с проклятьями (тем самым малефисио, в частности). Но кто мог проклясть этих королей и их семейства? Ну, вероятно, одна сильная колдунья с намекающим именем.

Причем я не смогла прийти к однозначному выводу, прокляла она именно Стефана или же его отца (так в сказке Перро речь, напомню, шла о 50-ти годах, и «фея» была старухой. Создатели мульта от этого образа отказались, хотя изначально Малефисенту так же изображали старухой, да и потрепанный вид её замка как бы намекает, что дело было давнее). Однако совершенно точно, что речь могла идти о родовом проклятии, целью которого истребить весь королевский род (кто интересовался магией, знает, о чем речь). Причем рождение девочки говорит о том, что кое-кто допустил промах, и, вероятно, проклятие сработало так, что поставило крест на рождении сыновей-наследников, но не дочерей. Почему коварная, хитрая и предусмотрительная Малефисента могла так облажаться? Потому что она проклинала на эмоциях, в момент сильного душевного волнения, ею двигали гнев, боль, разочарование и жажда мести (на что также есть намеки в мульте, когда говорилось о «тучах гнева и разочарования над её замком»).

За что хотела отомстить Малефисента? И тут мы снова возвращаемся к её статусу вдовы-изгоя. Или же вдовы изгоя?

Думаю, многие знают, что во времена средневековья сюзерены порой оказывались в состоянии войны со своими вассалами, по разным причинам, по инициативе любой из сторон. Даже, если сюзерен король, ему вполне могли бросить вызов. Например, решить уйти к другому королю или вовсе создать собственное королевство. Бывало и так, что недовольный сюзерен за что-то решал наказать вассала и отправлял к нему войско, лишал его земель, прочего имущества, титулов и т.д., и т.п. Так что, если здесь мы имеем дело с похожей историей?

Король (молодой Стефан или его отец) воевал со своим вассалом, разгромил его, убил его самого и многих его родичей и соратников (а, может, и сына(-вей)), отобрал его земли, слуг, а его убитой горем вдове оставил только один замок на горе, запретив ей покидать его, если она не хочет последовать за остальными и прочих проблем. Занятно, что с течением времени о ней либо забыли, полагая, что она там и умерла или отказалась от своей борьбы и тихо ждет кончины, либо установили какой-никакой худой мир. Впрочем, слухи о её магии явно ходили – магические облака над главной башней замка, видимо, заметны были издали.

Неизвестно, в какой момент Малефисента могла начать заниматься колдовством, но есть основания предполагать, что именно во времена тех событий или вскоре после она заключила сделку с демоном (или самим дьяволом), что и дало ей и молодость, и её слуг-огров, и магические силы, и даже кое-как удерживало от окончательного разрушения её одинокий замок среди гор и выжженных бесплодных земель. Совсем не факт, что в противном случае король, если б и решился на такой поход, одержал бы в нем победу. На сделку намекают также те самые «рога» и ворон по имени Дьябло. Я думала, кем мог быть этот ворон, и подумала, что для мощного магического существа он слишком легко обратился в камень от чар феи. Следовательно, ворон был фамильяром Малефисенты. В некоторых источниках указывалось, что фамильяра ведьмы получали от демонов после заключения договора для помощи в делах. Видимо, Малефисента заключила договор с кем-то могущественным, потому что одну из последних фраз я помню в следующем переводе – «Теперь ты будешь иметь дело со мной, о Принц, и со всеми силами Ада!».

Вероятно, примерно тогда она и наложила первую часть проклятья. В конце мультфильма она заточила в темницу принца, где собиралась продержать его до самой смерти. Вероятно, причина тут кроется либо в том, что отец Филиппа имел отношения к тем событиям, либо в том, что друзья моего врага — мои враги. Ну и, зная о том, что сделали феи, она не могла допустить разрушения своего плана. Впрочем, её глумление и то, что я выше сказала о количестве детей, намекает на то, что первое или второе всё же имело место, любой другой «деревенский парень» столь яркие эмоции у неё бы не вызвал.

Но момент интересен, прежде всего, тем, что после своего визита к узнику, она сказала, что впервые за шестнадцать лет будет спать спокойно. Я всё думала, если история столь давняя, то почему именно шестнадцать? В какой-то момент меня озарило – потому что ранее, до рождения принцессы Авроры, она была уверена в том, что её месть и так свершится. Шли годы, а король Стефан всё так же оставался без наследника, его хваленому королевству вот-вот должен был прийти конец, и она с нетерпением ждала этого момента, и уверена была, что увидит это своими глазами. Эта мысль грела её озлобленную душу. И в один момент всё рухнуло – до неё дошли слухи о рождении у короля дочери, и о том, что тот намерен выдать её замуж за сына своего соседа, а это значит, что род не прервется, королевством продолжат править внуки и правнуки. Могла ли она это допустить после того, что случилось из-за этого королевства и его королей? Разумеется, нет.

Почему именно веретено и именно шестнадцать лет? Потому что веретено – символ судьбы и неотвратимости рока и смерти. С веретеном изображали божеств судьбы – норн и мойр. И явно не случайно в оригинальной сказке принцесса отыскала-таки веретено у прядущей старухи (именно старухой изображали старшую из богинь судьбы, обрезающую нить судьбы в момент смерти человека), до слуха которой «не дошёл приказ короля». Шестнадцать лет – это возраст совершеннолетия, то есть брачный возраст. В эти годы девушка должна была выйти замуж и успеть родить хотя бы одного своего ребенка. А, может быть, именно в этом возрасте погиб когда-то из-за короля сын самой колдуньи, если он у неё был, и это и стало катализатором произнесенного ею изначально проклятья. Четких указаний на это тоже нет.

Что у меня не вызывает сомнения, так это то, что чародейка хотела растянуть страдания короля и его жены, насладиться их тщетными попытками убежать от судьбы, сохранить единственного ребенка тогда, когда других детей у них уже точно не появится, потому что и Аврора была поздним ребенком, которого уже и не чаяли дождаться. И найти девочку она велела, не только и не столько потому что опасалась, что её проклятье не сбудется, а потому что хотела видеть его исполнение, горе и отчаяние её врагов, которые за этим последуют. Она хотела, чтобы весь их род страдал так, как страдала она, и даже сильнее, и чтобы от их королевства вот так же не осталось ничего, кроме руин.

Не знаю, насколько мои выводы могут отражать реальность, но я всё же убеждена, что ни один даже злобный маг не будет тратить свою магическую силу понапрасну, и на это всегда есть причина. Малефисента способна была кастовать поистине мощные заклятья, но прибегала к ним, когда уже ничто другое не помогало, значит, не так-то легко ей было это делать. Не было известно ничего о том, что она навредила ещё кому-то, кроме королевской семьи. В свободное от «злых дел» время она просто сидела в своем замке с грустно-задумчивым видом. Её не тянет пойти и ещё что-нибудь где-нибудь натворить. Она привязана к своему ворону, что говорит о том, что вовсе она не так бесчувственна, как пытались показать. Кроме того, её главным мотивом назвали месть даже в одноименном фильме 2014-го года, что тоже заставляет задуматься. Но…в сказке добрый тот, кого сделали главным героем. А если не такой уж и добрый, то о его неблаговидных поступках можно просто умолчать.

(На портрете изображена Анна де Лузиньян (1418-1462), она же Анна Кипрская, дочь короля Януса и Шарлотты Бурбонской, наследница прав на иерусалимскую корону, супруга (с 1433 года) герцога Людовика I Савойского. Как видим, на ней как раз двурогий головной убор)

Поделись!

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий