Про магию в художественных произведениях

Несколько месяцев назад разговорилась я с одним человеком про развешенные ружья, которые просто висят и не стреляют, и речь пошла, в частности, о магии. Он написал: «Вот в фентези этим аспектом надо очень сильно заморочиться, чтобы магия не насиловала логику и здравый смысл».

Что ж, я мысленно с этим полностью согласилась, статью о парадоксе магократии прочитала и…задумалась. Мыслей было так много, что я поняла: в коммах всего не сказать. Собиралась наваять грандиозную заметку о магии в рамках мира Аридууны (чтобы похвастаться, мол, «а у нас…»), но что-то тогда затухло, мысль ушла и не вернулась. Но не так давно я прочитала интересную статью на тему реальной средневековой и фэнтезийной демографий и, наконец, смогла прикинуть, сколько же людей живёт в Аррафе 12-го века от Я.Л. К слову, не так уж много. Буквально на днях меня что-то стукнуло, и я решила посчитать, сколько же там вдобавок магов. Математика вышла занятная.

В самом начале, когда мы ещё рекламились, в текст этой рекламки я попросила добавить строчку про «магию, которую мы заслужили». На самом деле это была ирония, я шутила над огромными количествами произведений разного качества, где маги встречаются на каждом шагу, и каждый второй маг уровня «бох».

Вот тут и начинаются все эти разговоры про «парадокс магократии». Процитирую ту самую статью: «Вам ничего не кажется странным? Человек, способный после небольшого обучения метать огненные шары одним мановением пальца, стоит десятка бойцов. Против того, кто может читать мысли, не сработают никакие подлости и интриги. Тому, кто может поднимать нежить, достаточно разлить волшебный эликсир на деревенском кладбище, чтобы получить собственную армию, способную сравниться как минимум с дружиной средней руки феодала, причем эта армия не будет нуждаться в пище, сне, отдыхе и будет абсолютно покорной. Так какого же рожна маги довольствуются второстепенным положением в обществе, служа владыкам-маглам, а то и вовсе страдают от дискриминации и гонений? Это и есть он – парадокс магократии в полный рост. Вернее, парадокс её отсутствия».

Хотя, когда я произносила свою шутку, то говорила не только об этом, но и о том, что мир, наполненный таким количеством магов, и притом не абы каких, а уровня «бох», не меньше, зачастую уже выглядит странным и не сбалансированным, и не только в плане их социального положения. Не может мир с таким положением вещей отличаться от нашего только этим и больше ничем, там даже законы физики должны быть иными. Не говоря уже о куче других вещей. Так вот мне с этим заморачиваться не хотелось совершенно. Куда проще всюду переносить свою реальную картину мира, тем более что в итоге она всё равно будет и более правдоподобной, и более слаженной.

И первое, что я заложила и хотела показать: в мире Аридууны магия – известное, признанное, но нифига не обычное и не распространенное явление, а масштабы её применения весьма ограничены и в большинстве случаев довольно скромны.

Вероятно, немало читателей разочарованно отметило, что при обещании всяческих магий и прочих чудес за несколько томов ни одного фаэрболла так и не пролетело, и до определенного момента вся проявленная магия сводилась к необычным способностям Бесари и её спутника, а также одному-единственному магическому артефакту. Но по-другому быть и не могло. Мне чудес для читателей не жалко, но…

По моим прикидкам магов в Аль-Эмирали, столице султаната, на момент событий нашего цикла проживает около 1,5 тысяч, а по всей стране около 5-5,7 тысяч, что составляет около 0,4% всего населения страны. Разумеется, речь идет именно про зарегистрированных магов, составляющих отдельную группу мутакаффов, местной интеллигенции. Отдельно магического сословия в Аррафе не выделяют. Не буду сейчас расписывать проценты по остальным аррафским городам, там магов всё равно живёт значительно меньше, чем в столице, даже в Куре, кишащем магами и одаренными, просто потому что это довольно маленький городишка.

Большинство магов Аррафа (да и мира в целом) имеет низкий уровень силы, т.е. джим по аррафской классификации. Их таких 40% с небольшим. Помимо Бесари, в стране ещё не более 28 человек, чей уровень обозначили как алиф, т.е. превышающий высокий. Но поскольку у магов Аррафа в текущий момент времени сложности с диагностикой таких вещей, это может быть как немного выше ба (высокого уровня), так и такое, что маги с такой силой целый город могут уничтожить, как потенциально может наша героиня. А с учётом того, что Арраф – это своего рода магический центр мира, где сосредоточена треть всех магов Аридууны, то можно предположить, что большая часть магов такого уровня проживает именно там.

Другие лидеры – это Индрадж (причем там большая часть магов – это нагаджаны или их потомки, с которыми всё очень непросто), Кеми, Эрифаус, Син и ещё несколько стран. Все остальные раскиданы по прочим странам, а где-то официально их и вовсе нет. Так что магов в этом мире всего десяток-два десятка тысяч, возможно, что включая и всех одаренных. Проще говоря, их очень и очень мало, и большинство из них в одиночку (или даже группой), хотя и способны дать внушительный отпор врагам, захватить власть не смогут.

Кроме того, есть множество и других сдерживающих факторов:

• религия (например, Аланкас, господствующая религия Аррафа, однозначно осуждает «неправомерное» использование магии, особенно для захвата власти, обещая за это различные кары как в этой, так и в загробной жизни, и, т.к. магия и религия Аррафа тесно связаны, для большинства магов это ещё какой аргумент);

• особая роль правителя для страны и народа (в некоторых странах правитель – фигура культовая, и тут снова см. предыдущий пункт. Кроме того, нередко сами правители и их ближайшие родственники также имеют магические способности, например, в Аррафе);

• ригидность мышления (т.е. привычка жить в уже хорошо знакомом мире и нежелание его менять), особый склад ума и характера (большинству магов борьба за власть и прочие подобные вещи не интересны, они либо слишком слабы для чего-то подобного, либо мыслят такими масштабами, что захват трона для них на уровне игры в песочнице);

Могут быть наверняка и другие причины, но эти пришли мне в голову практически сразу. То есть большая часть обществ данного мира построена таким образом, чтобы свести риск узурпации власти магами к минимуму, тем более что магов не так много в принципе, и среди них тоже едва ли будет наблюдаться единство, их критерии разделения на своих и чужих, как правило, не ставят магические способности на первое место, а с одним ненормальным справиться не так уж сложно, хотя и хлопотно.

Так в одном из томов рассказывается история колдуньи времен Джарвана I, основателя Аррафского султаната, Газаль Аль-Газари Аль-Эсхани, которая предположительно сошла с ума и попыталась недозволенными методами усилить свою магическую силу, чтобы беспрепятственно свергнуть Джарвана и освободить свой родной город. История закончилась для неё плачевно: её убили бывшие соратники раньше, чем она хоть что-то успела сделать султану.

Ещё одна особенность – в отличие от вселенной Гарри Поттера и многих других маги нашего мира не могут творить магическое воздействие бесконечно долго.

В тексте я ввела понятия maxzan (что буквально переводится как «запас, склад») и jayb. Макзан означает запас жизненной силы (и метафорическое вместилище этого запаса), энергии (некий аналог китайской ци и индийской праны) и есть у любого человека и вообще любого живого существа (многие считают, что и у неживого тоже). А вот джайб есть только у магов. Ближайший аналог джайба – это мана в различных играх (например, «Might&Magic»), т.е. тот излишек энергии, который отличает обычного человека от мага, и который он может потратить в данный момент без вреда (во всяком случае серьёзного) для себя.

Уже во втором томе цикла Бесари столкнулась с понятием awdat (что буквально переводится как «возврат, возвращение»). Сложная система авдата призвана уравновешивать всю мировую систему с учетом наличия в ней такого читерского элемента как маги. В это понятие входит и само положение вещей, основанное на принципе равновесия и исчерпаемости, и конкретные следствия.

Когда джайб мага истощается, а магическое воздействие не завершено (что случается не так уж и редко), он сталкивается с авдатом – проявлениями истощения, поскольку энергия ушла («вернулась») во внешний мир и начинает черпаться уже из его основного энергетического запаса (макзана), что, естественно, сказывается на физическом и ментальном состоянии.

Так одаренная девочка Джанисат жалуется на головную боль, а Бесари сначала впадает в долгий, похожий на обморок сон, а потом испытывает сильный голод. Естественное истощение (т.е. обычную усталость) после магического воздействия тоже называют иногда авдатом. Отдаленные последствия неэкономного и неосторожного расходования запаса (например, преждевременную старость) тоже называют авдатом. Кроме того, под этот термин подпадают следствия запретной магии (потому что это как раз то самое неосторожное использование энергии). Впрочем, всё это связано, одно с другим. И при таком раскладе кастовать приходится ну очень аккуратно и не ради всякой ерунды. Обычный рабочий день мага может быть не менее изматывающим, чем у лесоруба, который весь день валил лес.

К слову, затраты на то или иное магическое воздействие тоже не одинаковы и зависят от нескольких факторов. Например, чем плотнее материя, тем более энергозатратен процесс магического воздействия на неё. Т.н. «запретная магия» более ресурсозатратна и опасна, чем дозволенная.

Напоследок скажу о пункте из цитаты по поводу «быстрого обучения»: в мире Аридууны оно ни разу не быстрое. Чтобы стать магом нижайшего пошиба нужно потратить в среднем от 5 до 10 лет, поскольку само по себе наличие магических способностей не гарант того, что их обладатель станет магом. Чтобы им стать, нужно изучить и теорию, и освоить множество практик и приёмов. А это занятие не быстрое и не простое. Чем более развито общество и государство, тем выше требование к квалификации его мастеров, в т.ч. в области магических искусств.

Заметка вышла большой, но по секрету скажу: чтобы упорядочить магическую систему, я наваляла целый «магический учебник», который в тексте романов фигурирует под названием «Пособия для начинающих» Гатафана ибн Фахима Аль-Абдуллаха, жившего в 10 веке Я.Л. Так что, если хотите узнать об этом больше, ставьте лайки, пишите комментарии с конкретными вопросами, и я сделаю ещё пост или два на тему магии в нашей вселенной.

Поделись!

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий